15
Козлова Марина Андреевна
Российский государственный гуманитарный университет
Город – воплощение женского начала в романе Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге»
Козлова М.А. Город – воплощение женского начала в романе Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге» // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 1. С. 106-109. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-106-109
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-106-109
УДК: 821(4).09 «19»
Дата приема статьи в публикацию: 12.02.2021
Аннотация: Статья посвящена особенностям создания персонифицированного образа города в романе Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге», который, по свидетельству самого автора, представляет собой не только главное действующее лицо, но и ее организующее начало. Бельгийский автор опирается на более раннюю литературную традицию, согласно которой город предстает сознанию поэта в виде женщины. Образ города строится на сочетании и взаимодействии различных элементов, из которых в статье рассматриваются следующие: тема двойничества, мотив отражения, который становится основным конструкционным принципом образной системы произведения, а также отсылки к мифологическим и литературным архетипам. Тема двойничества напрямую связана с центральной для творчества Роденбаха категорией соответствия, или же аналогии, которая формирует своеобразную поэтику отражений и обуславливает выбор выразительных средств. Двойничество связывается с враждебной, темной, демонической силой и противопоставляется «святому» и непогрешимому женскому идеалу, воплощенному в образе погибшей возлюбленной, которая, в свою очередь, является прообразом города. Поэтизированный образ города связывается с типичными для представителей европейского символизма архетипическими фигурами: в первую очередь Офелией, а также Орфеем, Нарциссом – посредством обращения к символике воды, потустороннего мира и через попытку главного героя преодолеть границу между мирами, создать новый миф о любви, побеждающей смерть.
Ключевые слова: образ города, Роденбах, Бодлер, бельгийская литература, европейский символизм, двойничество, поэтика отражений
Список литературы: Роденбах Ж. Мертвый Брюгге / пер. М. Веселовской; cтихотворения в пер. С. Головачевского. Томск: Водолей, 1999. 702 c. Angelet Ch. Bruges-la-Morte comme carrefour intertextuel. Le monde de Rodenbach, Études et documents réunis par Jean-Pierre Bertrand. Bruxelles, Labor, 1999, рр. 135–145. Bachelard G. L’Eau et les rêves. Essai sur l’imagination de la matière. Paris, Librairie José Corti, 1942, 267 p. Baudelaire Ch. Les Fleurs du mal. Œuvres complètes. T. I. Bibliothèque de la Pléiade. Paris, Gallimard, 1956, 1604 p. Berg Ch. Lecture de Bruges-la-Morte. Rodenbach G. Bruges-la-Morte. Bruxelles, Labor, 1999, рр. 107–171. URL: http://www.ae-lib.org.ua/texts/berg__rodenbach__fr.htm (access date: 10.12.2020). Cousseau A. Ophélie: histoire d'un mythe fin de siècle. Revue d'histoire littéraire de la France, 2001, №1, рр. 105–122. Gorceix P. George Rodenbach, une poétique de l'analogie. Georges Rodenbach ou la légende de Bruges. Vulvaines-sur-Seine, 2005, pp. 57–65. Illouz J.-N. Le Symbolisme. Paris, Livre de Poche, réédition mise à jour, 2014, 352 p. Loubier P. Le Poète au labyrinthe: ville, errance, écriture. Fontenay-Saint Claude, ENS Éditions, 1998, 443 p. Rodenbach G. Bruges-la-Morte, présentation par Jean-Pierre Bertrand, Daniel Grojnowski. Paris, Flammarion, 1998, 343 p.
Информация об авторе: Козлова Марина Андреевна, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, kir-ha@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5114-5627