3
Хомяков Сергей Васильевич
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
От «дорогого Ильича» к заветам вождя: трансформация восприятия личности В.И. Ленина в сельской провинции 1920-х гг. (Бурят-Монгольская АССР)
Хомяков С.В. От «дорогого Ильича» к заветам вождя: трансформация восприятия личности В.И. Ленина в сельской провинции 1920-х гг. (Бурят-Монгольская АССР) // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 22–27. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-22-27
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-22-27
УДК: 94(47+57)''1920''
Дата приема статьи в публикацию: 13.09.2020
Аннотация: Жизнь основателя советского государства Владимира Ильича Ленина с каждым новым десятилетием после его смерти приобретала все больше мифологизированных черт, пока окончательно (волей политического руководства и действием массового сознания) не трансформировалась в символ вождя-демиурга – создателя нового мира. Этот процесс был начат уже в 1924 г., с воздвижением первого деревянного мавзолея на Красной площади. В отличие от идеологически передовых коллективов предприятий столичного Верхнеудинска, образ Ленина для которых хоть и являлся шаблонным, но приобрел интерпретации простого человека, для значительного количества сельских жителей Бурят-Монгольской АССР его личность была практически неизвестна и лишь отдаленно связывалась с революцией и коммунистами. В статье анализируются интерпретации личности В.И. Ленина сельским населением Бурятии на протяжении 1920-х гг. Целью исследования является изучение трансформации образа В.И. Ленина в восприятии сельского населения Бурятии 1920-х гг., что позволит полнее проследить начальный этап процесса догматизации учения основателя партии большевиков.
Ключевые слова: отечественная история, Бурят-Монгольская АССР, советская власть, коммунистическая идеология, культ вождя, общественное сознание, культурная революция.
Финансирование и благодарности: Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект XII.191.1.1. «Трансграничье России, Монголии и Китая: история, культура, современное общество», № АААА-А17-117021310269-9)
Список литературы: Амоголонова Д.Д. Буддизм и советская идентичность в Бурятии в 1920-1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 59–65. Вишневский А.Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. Москва: ОГИ, 1998. 432 с. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. Москва; Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 242 с. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Иркутск: Изд-во Государственного Иркутского университета, 1920. 81 с. Скрынникова Т.Д., Батомункуев С.Д., Варнавский П.К. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (Советский период). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. 216 с.
Информация об авторе: Хомяков Сергей Васильевич, ORCID https://orcid.org/0000-0003-1318-8906, кандидат исторических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), г. Улан-Удэ, Россия. E-mail: khomyakov777@yandex.ru