bondarchuk-ym-vestnik-2020-4.pdf |
- 21
- Предметно-вещная онтология «финальной книги» Б. Пастернака «Доктор Живаго»
- Бондарчук Е.М. Предметно-вещная онтология «финальной книги» Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 135-147. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-135-147
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-135-147
- УДК: 821.161.1.09”20”
- Дата приема статьи в публикацию: 16.10.2020
- Аннотация: Статья обращена к проблеме типологической характеристики ряда романов, которые отличаются длительно реализующимся, масштабным замыслом и жанровой «протеистичностью». Условно обозначаемые как «финальная книга», данные произведения представляют собой попытку создания «универсального текста» культурной памяти. Такой текст призван раскрыть «тотальность бытия», дать ответ на главные жизненные вопросы. Через призму признаков «финальной книги» в данной статье рассматривается роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Основное внимание сосредоточено на исследовании онтологического аспекта предметного, вещного мира произведения, в частности объектов обихода и компонентов интерьера. В дескриптивных фрагментах выделены частотные лексемы «вещь» и «предмет», которые выступают в функции редуцированного описания. Их «собирательная» семантика создает условные, обобщенные образы материальных и идеальных объектов, реализующих идею контакта бытийного (сакрального) и обыденного и идею восстановления единства (целостности). Лексема «вещь» выступает как актуализатор смыслов, связанных с понятием уклада жизни, порядка вещей, гармоничного в большей или меньшей степени. Лексемой «предмет» чаще всего маркируются состояния «онтологической неуютности», «отчужденности» объектов внешнего мира от человека, возникшее вследствие распада «живых» связей, отсутствия «контакта» и упадка в целом. Оппозиция «вещь – предмет» реализует в повествовании «готовые/кодовые» философские обобщения, которые дифференцируются в зависимости от ситуаций, и выражает оценку действительности повествователем, чье мировосприятие во многих случаях предельно сближено с позицией главного героя.
- Ключевые слова: финальная книга, вещь, предмет, визуальная репрезентация, память, забвение
- Список литературы: Автухович Т. «Рождественская звезда» Бориса Пастернака и Иосифа Бродского: условный экфрасис как интерпретация евангельского сюжета // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica. 2015. № 8. С. 99–110. URL: http://dspace.uni.lodz.pl:8080/xmlui/handle/11089/12391 (дата обращения: 26.09.20). Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под общ. ред. В.П. Нерознака. M.: Academia, 1997. 317 с. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. URL: http://scibook.net/filologicheskaya-germenevtika/ podvedenie-pod-izvestnyiy-26221.htm (дата обращения: 27.09.20). Бондарев А.П. Замысел и воплощение // Вестник МГЛУ. 2015. Вып. 23 (734). С. 7–37. Бройтман С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь». М.: Прогресс-Традиция, 2007. 607 с. Буров С.Г. Полигенетичность художественного мира романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: дис. ... докт. филол. наук. Ставрополь, 2011. 650 с. Быков Д.Л. Борис Пастернак. (Сер.: ЖЗЛ). URL: http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio /bykov-pasternak-zhzl/glava-xlii-doktor-zhivago.htm (дата обращения: 26.09.20) Вейдле В.В. Стихи и проза Пастернака // Современные записки. 1928. № 36. С. 459–470. Волкова А.Г. Языковая репрезентация события: прием перечисления в византийской церковной поэзии // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 5–16. Гаспаров Б. Борис Пастернак. По ту сторону поэтики. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 272 с. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М: КомКнига, 2006. 144 с. Грякалов А.А. «Монодрамы вещей» и субъективность: пределы забвений и незабвенное // Mixtura verborum' 2012: сила простых вещей – 2: философский ежегодник / под общ. ред. С.А. Лишаева. Самара: Самар. гуманит. акад., 2013. С. 3–28. Жиличева Г.А. Тайники, завесы, покровы, откровения. Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении: коллектив. монография; под ред. В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2014. 512 с. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с. Исупов К.Г. Мессианизм и вестничество // Исупов К.Г. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура Серебряного века. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2010. С. 347–505. Карасев Л.В. Флейта Гамлета: очерк онтологической поэтики. URL: http://www.telenir.net/kulturologija/fleita_gamleta_ocherk_ontologicheskoi_poyetiki/p2.php (дата обращения: 26.09.20). Корнев В.В. Философия повседневных вещей. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. 250 с. Лейдерман Н.Л. Теория жанра: науч. Издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник», УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 904 с. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. IV. Ученые записки ТГУ. Тарту, 1969. Вып. 236. С. 206–238. Маринчак В.А. Антиостранение в поэтике Пастернака // Настоятельность сказанного. Катастрофическое – сокровенное – сакральное в искусстве слова / Харьковская правозащитная группа. Харьков: Права людини, 2010. 344 с. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: роман. Куйбышев: Куйбышев кн. изд-во, 1989. 528 с. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 4: Повести; Статьи; Очерки. М.: Худ. литература. 1991. 910 с. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5: Письма. М.: Худ. литература, 1992. 703 с. Сегал Д.М. О некоторых аспектах смысловой структуры «Грифельной оды» // Сегал Д.М. Литература как охранная грамота. М.: Водолей, 2006. С. 253–301. Синявский А. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака // Boris Pasternak and his times. Selected papers from the second international symposium on Pasternak. Berkeley slavic specialties, 1989. P. 359–371. Смирнов И.П. Олитературенное время. (Гипо)теория литературных жанров. СПб.: Изд-во РХГА, 2008. 264 с. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака. М.: Советский писатель, 1990. 288 с. Струкова Т.Г. Проблема обыденности в дискурсе о литературе // Вестник ВГУ. 2017. № 1. С. 72–83. Судосева И.С., Тюпа В.И. Интерьеры // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении: коллектив. монография; под ред. В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2014. С. 250–263. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 334 с. Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе. URL: http://ec-dejavu.ru/v/Vesh.html#toporov (дата обращения: 26.09.20). Флоренский П.А. Анализ пространственности // Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил: Русская книга, 1993а. 366 с. Флоренский П.А. Небесные знамения // Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил: Русская книга, 1993б. 366 с. Хайдеггер М. Исток художественного творения. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/Ist_intro.php (дата обраще-ния: 26.09.20). Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев: Рад. шк., 1989. 511 с. URL: http://www.slovorod.ru/etym-cyganenko/cyg-p.htm (дата обращения: 12.02.2020). Чудаков А.П. Вещь в мире Гоголя // Гоголь: история и современность: сб. ст. М.: Советская Россия, 1985. 496 с. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (к проблемам категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. 251–291 с. Шаламов В. Переписка с Пастернаком Б.Л. URL: https://shalamov.ru/library /24/1.html (дата обращения: 12.02.2020). Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2000. 399 с. URL: https://lexicography.online/etymology/shansky (дата обращения: 12.02.2020). Шпаковский И.И. «Непреднамеренный жанр нечаянного моего писания равен дневнику»: о жанровом своеобразии «Нечаяния» Б. Ахмадулиной» // Русская и белорусская литературы на рубеже XX–XXI вв.: сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 1. Минск: РИВШ, 2010. C. 129–135. Штайн К.Э. К вопросу о семиологии первого произведения // Первое произведение как семиологический факт: сб. ст. науч.-метод. семинара «Textus». СПб.; Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. Вып. 2. С. 4–13. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Renaissance IV Ewо-S&D, 1991. 85 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=104497&p=85 (дата обращения: 12.02.2020). Эпштейн М.Н. Вещь и слово. О лирическом музее // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988. С. 304–333. Эпштейн М.Н. Хасид и талмудист. Сравнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме // Звезда. 2000. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/ 2000/4/hasid-i-talmudist-sravnitelnyj-opyt-o-pasternake-i-mandelshtame.html (дата обращения: 12.02.2020). Эпштейн М.Н. De’but de siecle, или От пост-к прото-. Манифест нового века // Знамя. 2011. № 5. URL: http:// magazines.russ.ru/znamia/2001/5/ (дата обращения: 12.02.2020). Howard W. Polsky, Yaella Wozner. Everyday Miracles. The Healing Wisdom of Hasidic Stories. Northvale, New Jersey. London, 1989, 497 p.