13
Рагозин Герман Сергеевич
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Турыгин Александр Александрович
Костромской государственный университет
Болдырев Роман Юрьевич
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Трансформация подхода к государственной службе и становление гумбольдтовской модели университета в Пруссии (1807–1810 гг.)
Рагозин Г.С., Турыгин А.А., Болдырев Р.Ю. Трансформация подхода к государственной службе и становление Гумбольдтовской модели университета в Пруссии, 1807–1810 гг. // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 3. С. 100-110. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-3-100-110
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-100-110
УДК: 94(430)”1807/1810”
Дата приема статьи в публикацию: 03.04.2020
Аннотация: Авторы статьи обращаются к вопросам изменения роли и структуры высшей школы в Пруссии периода 1807–1810 гг. в контексте «прусских реформ». Дискуссия о новом университете началась до 1806–1807 гг. и преследовала цель выработать новую модель высшей школы и науки, а также связи с применением знания, в том числе на государственной службе. Реформа исходила из принципов бессословности, разделения компетенций и профессионализма, с апелляцией к «национальному духу» и «национальным идеям». Считается, что в оформлении университета преобладали идеи В. фон Гумбольдта, хотя применительно к юриспруденции и государствоведению лидерами были Т. Шмальц и И.Г. Хофман. По итогам дискуссии участники выработали принципы организации высшей школы, ее взаимодействия с государством, а также образ идеального чиновника. Возможно утверждать, что оформление университета и новой модели подготовки государственных служащих содействовало трансформации подхода к государственной службе и ее месту в прусском государстве и обществе. Этому содействовали и основные принципы, и кадровая политика, а также связь с национальным движением. При этом основными проблемами оставались кадры и финансирование. Новый подход к организации университета и его связь с Академией наук, обществом и государством, а также привлечение ученых стали катализатором изменения политической культуры и содействовали ее переходу к гражданским и национальным основам. Начало работы университета стало продолжением реформ даже в условиях реакции с 1815 г.
Ключевые слова: прусские реформы, Вильгельм фон Гумбольдт, Берлинский университет, реформы образования, «гумбольдтовская модель», история государственного управления, «государствоведение».
Список литературы: Бим-Бад Б.М. Учимся у истории // Учительская газета. 1988. 26 нояб. Грауманн О. Из истории педагогического образования Германии и стран Западной Европы // Непрерывное образование: XXI век, 2013, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-pedagogicheskogo-obrazovaniya-germanii-i-stran-zapadnoy-evropy (дата обращения: 23.10.2019). Данн О. Нации и национализм в Германии, 1770–1990, пер. с нем. О.В. Стебловой. СПб., 2003. Дуда Г. Идеи В. фон Гумбольдта и высшее образование в конце XX века; пер. Перлова // Современные стратегии культурологических исследований. М.: РГГУ, 2000, с. 59–67. Красавин И.Т., Тухватулина Л.А. Образование как «продолжение политики другими средствами»: Дж.Ст. Милль и У. Хьюэлл об идее университета // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4 (18). С. 148–168. Ладыжец H.С. Развитие идеи западного университета. Социально-философский анализ. Ижевск, 1991. 84 с. Ледях И.А. Государственная служба ФРГ // Государственная служба основных капиталистических стран. М.: Наука, 1977. 291 с. Лугвин С.Б. Прусское чиновничество: от военизированной службы к рациональному управлению // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2001. № 3–4 (6). С. 93–99. Панченко В.А. Философско-теоретические идеи Вильгельма фон Гумбольдта в создании Берлинского университета // Известия СПбГАУ. 2015. № 38. С. 336–340. Петракова И.Н. Знание как цель и как средство: два варианта реформы университета // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 137–145, 141. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов: Академическое сообщество в Германии, 1890–1933 гг. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 648 с. Ростиславлева Н.В. Историографическая рефлексия наследия В. Фон Гумбольдта // Вестник РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2009. № 4. С. 79–90. Ростиславлева Н.В. Основатель Берлинского университета В. фон Гумбольдт как мыслитель и политик // Новая и новейшая история. 2009. № 3. С. 179–197. Ростиславлева Н.В. Формы государственной власти в германской раннелиберальной доктрине (первая половина XIX в.) // Вестник РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. № 13 (114). С. 170–179. Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы. Эволюция партий и политических форм. СПб.: Знание, 1907. Т. 1. 490 с. Словарь основных исторических понятий: избранные статьи: в 2 т. / пер. с нем. К. Левинсон; сост. Ю. Зарецкий, К. Левинсон, И. Ширле; науч. ред. перевода Ю. Арнаутова. М.: Новое литературное обозрение, 2014. Т. 2. С. 143. Стерхов Д.В. Формирование национально-патриотической концепции Ф. Шлейермахера в годы наполеоновских войн в Германии (1806–1815) // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. 2011, № 4. С. 31–50. Шелер М. Университет и народный университет // Логос. 2005. № 6. С. 60–97. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5–6 (35). С. 65–78. Шпенглер О. Воссоздание Германского рейха / пер. с нем. А.В. Перцева, Ю.Ю. Коринца. СПб.: Владимир Даль, 2015. С. 46. Южанинова Е.В. Гуманистическая концепция Вильгельма фон Гумбольдта: к 250-летию со дня рождения // Историко-педагогический журнал. 2017. № 2. С. 36–50. С. 37. Bleek W. Geschichte der Politikwissenschaft in Deutschland. München: C.H. Beck, 2001. Gray M.W. Prussia in Transition: Society and Politics under the Stein Reform Ministry of 1808. Philadelphia, Amer. Philosophical Society, 1986, 175 s. Gruber K.H. Higher education and State in Austria: an historical and institutional approach. European journal of Education, vol. 17, № 3, 1982, рр. 259–270. Herrlitz H.-G., Hopf W., Titze H. Deutsche Schulgeschichte von 1800 bis zur Gegenwart. Königstein, 1981, s. 47. Kara A. Wilhelm von Humboldt und das heutige Bildungswesen in Deutschland. The Journal of Buca Faculty of Education, 2017, vol. 43, pp. 1–24. Knoll J.H., Siebert H. Wilhelm von Humboldt. Politik und Bildung. Heidelberg; Quelle & Meyer, 1969, 125 s. Köttgen А. Das deutsche Berufsbeamtentum und die parlamentarische Demokratie. Berlin, De Gruyter, 1978, 275 s. Kroll F.-L. Das geistige Preußen. Zur Ideengeschichte eines Staates. Padeborn; München; Wien; Zürich, F. Schöningh, 2001. Kutscha G. Zum Verhältnis von allgemeiner und beruflicher Bildung im Kontext bildungstheoretischer Reformkonzepte: Rückblick und Perspektiven. Zeitschrift für Berufs- und Wirtschaftspädagogik, 2003, vol. 99, № 3, s. 328–349. Levinger M. Enlightened Nationalism. The Transformation of Prussian Political Culture, 1806-1848. Oxford, Oxford University Press, 2000, 317 p. Neugebauer W. Handbuch der Preußischen Geschichte: Band 3: Vom Kaiserreich zum 20. Jahrhundert und Große Themen der Geschichte Preußens. Berlin, de Gruyter, 2000, 812 s. Paletschek S. Die Erfindung der Humboldtschen Universität – Die Konstruktion der deutschen Universitätsidee in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts. Historische Anthropologie, 2002, s. 183–205. Reble A. Geschichte der Pädagogik. Stuttgart, Ernst Klett Verlag, 1959, 336 s. Sieg H.M. Staatsdienst, Staatsdenken und Dienstgesinnung in Brandenburg-Preußen im 18. Jahrhundert (1713-1806). Studien zum Verständnis des Absolutismus. Berlin, De Gruyter, 2003, 443 s. Tenorth H.-E., Hess V., Hoffmann D. (Hg.). Geschichte der Universität Unter den Linden 1810-2010. Berlin, Akademie Verlag, 2010, s. 276. Theis R. Zur Repräsentation der Staats-Ministerien in Berlin 1800-1945. Marburg, 1990, 132 s. Thiele W. Die Entwicklung des deutschen Berufsbeamtentums: Preußen als Ausgangspunkt modernen Beamtentums, 1. Aufl. Herford, 1981, 103 s. Vinnai G. Utopie und Wirklichkeit der Universität. Psychologie & Gesellschaftskritik, 33 (4), s. 111–131. Zschaler F. Vom Heilig-Geist Spital zur Wirtschaftswissenschaftlichen Fakultät. Berlin, Springer, 2000.
Информация об авторе: Герман Сергеевич Рагозин, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8695-4096, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия E-mail: g.s.ragozin@narfu.ru
Информация о соавторе: Александр Александрович Турыгин, ORCID https://orcid.org/0000-0003-0758-6422, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Костромского государственного университета, г. Кострома, Россия E-mail: aturigin@mail.ru.
Информация о соавторе: Роман Юрьевич Болдырев, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4262-7285, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия E-mail: dr.roman.boldyrev@yandex.ru