8
Хомяков Сергей Васильевич
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Антирелигиозная кампания у старообрядцев Бурятии в 1920-е гг.: методы реализации
Хомяков С.В. Антирелигиозная кампания у старообрядцев Бурятии в 1920-е гг.: методы реализации // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 3. С. 68-73. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-68-73
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-68-73
УДК: 281.2 ; 94(470)”1920”
Дата приема статьи в публикацию: 07.08.2020
Аннотация: Целенаправленная борьба с религией стала одним из важнейших направлений в идеологии советской страны 1920-х гг. Для старообрядцев, проживающих с 1760-х гг. в поселениях по р. Селенге (близ г. Верхнеудинска), это означало продолжение конфликтной ситуации в общении и взаимодействии с действующей властью. В работе рассматриваются методы борьбы советской власти со старообрядческой религией в 1920-е гг. Целью исследования является попытка изучения антирелигиозной кампании в поселениях семейских Бурят-Монгольской АССР. Автор работы пытается дополнить представления об образе жизни и быте, отношении к власти старообрядчества в переломный период ранней советской власти. Объектом исследования является старообрядческое население Бурят-Монгольской АССР, предметом – религиозная и культурная политика советской власти. В работе показывается, что так как в долгосрочном планировании большевиков стояло не избавление от раскола в православной церкви (как раньше), а полное вытеснение религиозного мировоззрения у населения, то и методы достижения цели (очернение репутации уставщиков, во многом тождественное с практиками работы с другими вероисповеданиями, продвижение среди семейской молодежи идеи о том, что религия – главная причина их невежества и несвободы и т. д.) были совершенно иными. В 1920-е гг. (в отличие от следующего десятилетия репрессивной политики) власть в целом осторожно подступалась к религии, ее методы были направлены преимущественно на создание негативного информационного фона и поддержку той части старообрядцев, которые стремились к изменениям в своей жизни.
Ключевые слова: отечественная история, старообрядчество, религиозная идентичность, советская власть, комсомольская организация, атеизация, периодическая печать.
Финансирование и благодарности: Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект XII.191.1.1. «Трансграничье России, Монголии и Китая: история, культура, современное общество», № АААА-А17-117021310269-9)
Список литературы: Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII–XX вв. Новосибирск: Февраль, 1994. 148 с. Васильева С.В., Бураева С.В. Метрические книги в старообрядческой среде Забайкалья // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2019. № 1. С. 22–29. Долотов А.А. Старообрядчество в Бурятии. Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931. 52 с. Попова А.М. Забайкальские старообрядцы // Бурятиеведение. 1928. № 1–2. 38 с. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Иркутск: Изд-во Государственного Иркутского университета, 1920. 81 с. Сталин И.В. О политических задачах университета народов Востока. Сочинения: в 13 т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. Т. 7. 419 с.
Информация об авторе: Хомяков Сергей Васильевич, ORCID https://orcid.org/0000-0003-1318-8906, кандидат исторических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), г. Улан-Удэ, Россия. E-mail: khomyakov777@yandex.ru