26
Горелов Олег Сергеевич
Ивановский государственный университет
Сюрреализация звука: музыкальность, аудиальная культура и саунд в новейшей русской поэзии (В. Банников, В. Бородин, Н. Сафонов)
Горелов О.С. Сюрреализация звука: музыкальность, аудиальная культура и саунд в новейшей русской поэзии (В. Банников, В. Бородин, Н. Сафонов) // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 3. С. 187–193. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-187-193
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-187-193
УДК: 821.161.1.09”20”
Дата приема статьи в публикацию: 11.03.2020
Аннотация: В статье рассматриваются современные поэтические практики, актуализирующие сюрреалистический код через звуковой медиум. В. Банников с помощью спонтанного семплирования материала (образного и словесного) привносит в сюрреалистические монтаж и метаморфозу звуковую и слуховую константы. Его «асемантическая поэзия» являет коллажированное многоголосие шпрехгезанга, заставляя пересмотреть немузыкальность классического сюрреализма. Аудиальное асемическое письмо В. Бородина становится решением задачи поэзии «отойти от слов», сформулированной самим поэтом, но в сюрреалистическом контексте это оказывается новой ступенью объективации кода. Если автоматизм Банникова освобождает субъекта, сюрреализация Бородина освобождает саму музыкальность и аудиальную культуру (возможно, «в ущерб» поэзии). Третий альтернативный способ работы со звуком предлагает поэтическая практика Н. Сафонова. В ней происходит общая детерриториализация звука, через объективацию саунда освобождается уже само звучащее, освобождается в том числе и от человеческого. Звуковой ландшафт на равных правах включает тишину (нулевое состояние звука), сами звуки в своей материальности и шумы. Шум, понятый как пустой знак, актуализирует математическое в саунде. В сюрреалистическом коде, таким образом, математика и абстракция становятся важным условием для дальнейших частных реализаций сюрреалистической мысли и эстетики.
Ключевые слова: интерпелляция, абстрактный сюрреализм, звуковое мышление, джаз, блюз, современная поэзия, сюрреалистический код
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 19-18-00205 («Поэт и поэзия в постисторическую эпоху»)
Список литературы: Банников В. О стихах Ксении Егольниковой. URL: https://syg.ma/@ekaterina-zakharkiv/vadim-bannikov-o-stikhakh-ksienii-iegholnikovoi (дата обращения: 05.02.2020). Белавина Е. Поэты сонорные или несонорные: Фред Грио, Венсан Толоме, Себастьен Леспинас? // Новое литературное обозрение. 2017. № 6. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/148_nlo_6_2017/article/19348/ (дата обращения: 10.02.2020). Блок А.А. Записные книжки, 1901–1920. М.: Художественная литература, 1965. 664 c. Бородин В. Лосиный остров. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 144 с. Бородин В. Суммарный опыт кошки [Интервью] // НГ-Exlibris. 2017. URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2017-10-19/10_908_experience.html (дата обращения: 16.02.2020). Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века / сост. Л.Г. Андреев. М.: Прогресс, 1986. С. 40–72. Егольникова К. Вид за любым окном // Полутона. 2019. URL: https://polutona.ru/?show=0618200929 (дата обращения: 05.02.2020). Житенев А.А. Поэзия неомодернизма: монография. СПб.: ИНАПРЕСС, 2012. 480 с. Заболоцкий Н.А. Метаморфозы. М.: ОГИ, 2014. 954 с. Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.: Изд-во Европейского университета в С.-Петербурге, 2006. 240 с. Мазин В.А., Пепперштейн П.П. Толкование сновидений. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 712 с. Сафонов Н. Звучащие пустыни: шизоанализ, исследования звука и ингуманистическая экология // Stasis. 2019. Т. 7. № 1. С. 466–490. Сафонов Н. Контронтология звучащего и проблема территориальности. 2018. URL: https://syg.ma/@marina-israilova/shum-khaos-ritm-kontrontologhiia-zvuchashchiegho-i-probliema-tierritorialnosti (дата обращения: 09.02.2020). Сафонов Н. Разворот полем симметрии. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 152 с. Соколов Саша. Школа для дураков. Между собакой и волком: романы. СПб.: Симпозиум, 1999. 352 с. Тюленева Е.М. «Пустой знак» в постмодернизме: теория и русская литературная практика. Иваново: Изд-во «Иваново», 2006. 297 с. Kassabian A. Ubiquitous Listening: Affect, Attention, and Distributed Subjectivity. Berkeley, CA: University of California Press, 2013. 182 p. Legrand G. Puissances du jazz. P.: Arcanes, 1953. 224 p.
Информация об авторе: Горелов Олег Сергеевич, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5718-6588, кандидат филологических наук, доцент, Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия. E-mail: og-rus@inbox.ru