chekalov-ka-vestnik-2020-3-ru.pdf |
- 18
- Александр Дюма и готический роман (к 150-летию со дня смерти писателя)
- Чекалов К.А. Александр Дюма и готический роман (к 150-летию со дня смерти писателя) // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 3. С. 134–140. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-134-140
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-134-140
- УДК: 821(4).09"19"
- Дата приема статьи в публикацию: 11.03.2020
- Аннотация: На примере малоизвестных произведений «Замок Эпштейнов» (Le Château d'Eppstein, 1843) и «Ашборнский пастор» (Le pasteur d'Ashbourn,1853) в статье рассмотрены особенности интерпретации Александром Дюма-отцом жанра готического романа. Дюма отказывается от традиционной для жанра локализации (юг Франции, Италия, Испания). В «Замке Эпштейнов» действие происходит в Германии; соединяя легендарное прошлое с историческим временем, Дюма усиливает одну из присущих жанровой традиции составляющих, одновременно насыщая повествование плотным интертекстуальным слоем. Действие «Ашборнского пастора» разворачивается в Англии. Первая часть книги представляет собой палимпсест сентиментального романа Августа Лафонтена «Leben eines armen Landpredigers» (1801; французский перевод Isabelle de Montolieu под названием «Nouveaux tableaux de famille, ou la vie d'un pauvre ministre de village allemand et de ses enfants» – 1802; русский перевод под названием «Новые семейственные картины, или Жизнь бедного священника одной немецкой деревни и его детей» – 1805–1806), который контрастно сочетается с традиционным готическим сюжетом второй части и обширным ироничным эпилогом – с другой. Оба романа свидетельствуют о стремлении Дюма не столько к пародированию готического нарратива, сколько к его трансформации на основе остроумных жанрово-стилистических экспериментов.
- Ключевые слова: готический роман, нарратив, сюжет, жанр, автор, замок, плагиат, сентиментализм, письмо, интерполяция
- Список литературы: Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 3. М.: Языки славянских культур, 2012. 880 с. Дюма А. Соратники Иегу / пер. Е. Бируковой, М. Вахтеровой. М.: Вече, 2017. 542 с. Дюма А. Тысяча и один призрак. Замок Эпштейнов // Дюма А. Собр. соч.: в 50 т. Т. 35. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1996. 780 с. Дюма А. Ашборнский пастор / пер. Ю. Денисова. М.: Вече, 2019. 576 с. Заломкина Г.В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете. Самара: Самарский государственный университет, 2006. 228 с. Лучинина П Ю. Поэтика «готического» в английских ориентальных эссе XVIII века // Вестник Костромского государственного университета. 2014. № 3. С. 166–169. Пахсарьян Н.Т. Особенности литературной судьбы А. Дюма в России XIX в.: от драматургии к роману «Три мушкетера» // Генезис зарубежной массовой литературы и ее судьба в России. М.: ИМЛИ РАН, 2015. С. 254–267. Скобелева Е.В. Традиция «готического» романа в английской литературе XIX и XX веков: дис. ... канд. филолол. наук. Москва: Литературный институт им. А.М. Горького, 2008. 197 с. Циммерман Д. Александр Дюма Великий: в 2 кн. Кн. 2. М.: ТЕРРА, Физкультура и спорт, 1996. 368 с. Callet-Bianco A.-M. La génèse du roman. Dumas A. Le Château d’Eppstein. P., Gallimard, 2015, рр. 339–351. Dorsamy N. Le Gothique dans l’oeuvre d’Alexandre Dumas. Mémoire de Master 2. Réunion, Université de la Réunion, 2009, 93 p. Mirecourt E. de. Les Contemporains, Alexandre Dumas. P., Havard, 1855, 129 p. Santa A. Dumas gothique: poétique de la demeure. Revue des sciences humaines, 2008, № 290, рр. 71–81.