26
Полуляшина Дарья Игоревна
Кубанский государственный университет
Репрезентация кризиса идентичности в книге Ксении Букши «Открывается внутрь»
Полуляшина Д.И. Репрезентация кризиса идентичности в книге Ксении Букши «Открывается внутрь» // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 2. С. 198-203. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-198-203
DOI: 10.34216/1998-0817-2020-26-2-198-203
УДК: 821.161.1.09”20”
Дата приема статьи в публикацию: 19.03.2020
Аннотация: В работе исследуется репрезентация кризиса идентичности, экзистенциального поиска своего «я» в сборнике рассказов Ксении Букши «Открывается внутрь». Во-первых, представлен анализ специфики сложно структурированной субъектной организации текста (диегетический и экстрадиегетический повествователи, фокализаторы, сосуществующиие в пределах одного высказывания). Во-вторых, рассмотрено своеобразие диегетического пространства текста, коррелирующего с внутренним миром героев. Автор приходит к выводу, что 18 рассказов сборника – это нарратив одного субъекта речи, повествующего о своем травматическом опыте голосами героев, являющимися «отзеркаленными» проекциями лишенного целостности, фрагментарного сознания. Инвариантный сюжет попытки восстановления дефицита личностности во всех текстах строится по единой (кумулятивной) схеме, где финальная катастрофа ведет либо к обретению своего «я», либо к трагическому исходу. Проанализированные единая схема сюжетосложения, композиционное оформление, система сквозных образов и деталей позволяют говорить об особом структурном единстве сборника, элементы которого на содержательном уровне связаны инвариантным смыслом преодоления инерции существования.
Ключевые слова: Ксения Букша, кризис идентичности, неосинкретизм сознаний, повествователь, диегетическое пространство.
Список литературы: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с. Букша К.С. Открывается внутрь. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. 283 с. Букша К.С. Чуров и Чурбанов. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. 284 с. Муравьева Л.Е. Авторефлексивные стратегии репрезентации травмы в художественном нарративе (на материале современной французской литературы) // Поэтика и прагматика нарративных практик: коллективная монография / отв. ред. В.И. Тюпа; редкол. Е.Ю. Козьмина, О.В. Федунина. Екатеринбург: ИНТМЕДИА, 2019. С. 104–125. Теория литературных жанров / М.Н. Дарвин, Д.М. Магомедова, Н.Д. Тамарченко и др.; под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 256 с. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2004. Т. 2. 368 с. Тюпа В.И. Нарратология идентичности // Поэтика и прагматика нарративных практик: коллективная монография / отв. ред. В.И. Тюпа; редкол. Е.Ю. Козьмина, О.В. Федунина. Екатеринбург: ИНТМЕДИА, 2019. С. 81–104. Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 145 с. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с. Шмид В. Изображение сознания в художественной прозе // Narratorium. 2017, № 1 // URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2637242 (дата обращения: 02.04.2020)
Информация об авторе: Полуляшина Дарья Игоревна, ORCID 0000-0002-5213-5826, аспирант, преподаватель кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики филологического факультета Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия. E-mail: msdasha23@rambler.ru