20
Хатламаджиян Маргарита Аршалуйсовна
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕНДЕРНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА
Хатламаджиян М.А. Конфликтогенный потенциал гендерных неологизмов англоязычного дискурса // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 3. С. 154–163. https://doi.org/10.34216/1998- 0817-2024-30-3-154-163
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-3-154-163
УДК: 81’373.45
EDN: RBQJTJ
Дата приема статьи в публикацию: 09.09.2024
Аннотация: Современный этап развития общества отличается высокой динамичностью в силу культурной трансформации и усложнения социальных отношений. На вершине ценностного пространства находится стремление к уравниванию гендерных ролей и пропаганда полигендерной принадлежности. Лексика языка, несомненно, реагирует на стремительное развитие социума. Непрерывные социальные противоречия увеличили уровень напряжённости в обществе. Вследствие всецелого изменения культуры гендерных взаимодействий и выстраивания новой картины бытия мужчин и женщин острота гендерных противоречий стала прослеживаться с особой очевидностью. Данная работа направлена на рассмотрение «рискогенных» неологизмов, анализ их конфликтогенного потенциала с выявлением оценочных сем и изучение особенностей гендерной стереотипизации. Исследование конфликтогенного потенциала гендерных неологизмов позволяет проследить социокультурный ритм трансформаций, изучить сущностные особенности взаимодействия мужчин и женщин в конкретном историческом и культурном пространстве. Проведённый нами исследовательский анализ позволяет заключить, что гендерные неологические номинации возникают вследствие социального запроса, выступающего в роли основной движущей силы неологизации в языке. Непрестанная трансляция гендерно обусловленных социокультурных образов, визуализация маскулинной и феминной идентичности в языковом сознании, приписывание стереотипизированных социальных ролей выступают конфликтогенным фактором, способным активизировать большей частью негативную эмоциональную реакцию.
Ключевые слова: английский язык, гендер, неологизмы, гендерные стереотипы, маскулинитивы, феминитивы, гендерный конфликт, конфликтоген, семантика.
Список литературы: Городникова М.Д. Гендер в коммуникативной интеракции: доклады II Междунар. конф. «Гендер: язык, культура, коммуникация». Москва: МГЛУ, 2002. С. 70–76. Гусейнова И.А. Гендер как конфликтогенный фактор институциональной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 11 (853). С. 59–74. Зырянова А.В. Неологизмы-заимствования в аспекте их семантики (на материале средств массовой информации) // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. Челябинск, 2006. № 6. С. 156–164. Карповская Н.В. О конфликтном дискурсе, лексических маркерах конфликтогенности и их когнитивно-прагматическом потенциале / Н.В. Карповская, И.Р. Абкадырова, И.И. Давтянц // Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве. 2022. № 1 (2). С. 14–25. Катермина В.В. Гендерный стереотип: особенности формирования и функционирования в языке и речи // Язык: категории, функции, речевое действие: материалы XI Междунар. науч. конф.; Государственный социально-гуманитарный университет. 2018. С. 71–73. Кирилина А.В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании // Научн. докл. высш. шк. Филологические науки. Москва, 2000. № 3. С. 28–36. Кириллина В.Н. Гендерный конфликт в контексте глобальных социокультурных изменений // Безопасность Евразии. 2004. № 4 (18). С. 385–396. Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология: учебник для вузов. Москва: ИП Петросян, 2022. 296 с. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2022. 207 с. Прудникова Е.С. Категория гендера как объект изучения лингвистики / Е.С. Прудникова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (23). С. 59–61. Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в гендерные исследования / под ред. С. Жеребкина. Санкт-Петербург, 2001. Ч. 2. С. 405–437. Степанова М.Д. Аспекты синхронного словообразования // Иностранные языки в школе. 1972. № 3. С. 3–13. Степанова Л.Г. Введение в гендерную психологию: курс лекций. Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. 536 с. Томская М.В. Изучение гендера как проявление «исследовательской моды» в российском языкознании // Язык и мода: сб. ст. / отв. ред. Н.Н. Трошина. Москва: ИНИОН РАН, 2017. С. 146–163. (Сер.: Теория и история языкознания). Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 37–46. Хатламаджиян М.А. Особенности актуализации англоязычных неологизмов с семантическим компонентом «женщина» // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований: сб. науч. трудов. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2024. С. 158–168. Anderson C. Discourses of Ageing and Gender: the impact of public and private voices on the identity of ageing women. Birmingham, Palgrave Macmillan, 2019. Deriu F., Fioredistella Iezzi D. Text Analytics in Gender Studies. Introduction. International Review of Sociology, 2020, vol. 30, no. 1, pp. 1-5. Vessey R. Domestic work = language work? Language and gender ideologies in the marketing of multilingual domestic workers in London. Gender and Language, 2019, vol. 13.3, pp. 314-338.
Информация об авторе: Хатламаджиян Маргарита Аршалуйсовна, кандидат филологических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия, Margarita22@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3638- 3256