19
Тапилин Татьяна Владимировна
РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
НАРРАТИВНЫЙ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТЕКСТА
Тапилин Т. Нарративный мультимодальный текст как один из видов мультимодального текста // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 2. С. 151–156. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-151-156
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-151-156
УДК: 81`42
EDN: XSWBRF
Дата приема статьи в публикацию: 16.05.2024
Аннотация: Современная коммуникационная среда насыщена мультимодальной информацией, с которой человек активно взаимодействует в повседневной жизни. Исследователями мультимодальных текстов было доказано, что восприятие данных текстов отличается от восприятия линейных мономодальных текстов, так как семантическая нагрузка в мультимодальном тексте распределена между вербальным и невербальным модусами. Однако помимо собственно свойства мультимодальности такие тексты могут обладать другими свойствами, например нарративностью. В настоящее время довольно мало работ посвящено изучению нарративных мультимодальных текстов в целом как вида мультимодальных текстов. В нашей работе мы обратим внимание на тексты, являющиеся не только мультимодальными, но и нарративными. В статье анализируется понятие нарративного мультимодального текста, приводится классификация данных текстов. Рассматриваются особенности взаимодействия нарративности и мультимодальности в рамках одного текста, выявляется влияние нарративности на корреляцию модусов текста, а также влияние двух данных свойств на восприятие таких текстов. Актуализируется вопрос дальнейшего исследования способов взаимодействия нарративности и мультимодальности в рамках одного текста.
Ключевые слова: мультимодальный текст, нарратив, нарративный мультимодальный текст, корреляция модусов мультимодального текста, взаимодействие нарративности и мультимодальности, классификация нарративных мультимодальных текстов.
Список литературы: Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 194 с. Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сб. науч. трудов. Москва: Институт психологии РАН, 2010. Вып. 4. С. 134–152. Федорова В.П. Формирование нарративной компетенции как способа моделирования вторичного языкового сознания (английский язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2004. 194 c. Филиппов К.А. Лингвистика текста: курс лекций. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 336 с. Шмид B. Нарратология. Москва: Языки славянской культуры, 2003. 312 с. Bryda G. Whats and Hows? The Practice-Based Typology of Narrative Analyses. Qualitative Sociology Review, 2020, No. XVI, pp. 120-142. https://doi.org/10.18778/1733-8069.16.3.08. Chia C. Reading Multimodal Texts Through A Narrative Theory Framework. International Journal of Bilingual & Multilingual Teachers of English, 2014, No. 2, pp. 107-114. https://doi.org/10.12785/ijbmte/020204. Kress G. Multimodal discourse analysis from: The Routledge Handbook of Discourse Analysis Routledge, 2011, pp. 35-50. URL: https://www.routledgehandbooks.com/doi/10.4324/9780203809068.ch3 (дата обращения: 20.03.2024). Kress G. Gains and losses: New forms of texts, knowledge, and learning. Computers and Composition, 2005, vol. 22, No. 1, pp. 5-22. Lasheras R.G. La multimodalidad en la narrativa Española contemporánea: tres vías de integración del discurso no verbal, UNED, 2019, vol. 28, pp. 747-780. McKay S. Media and language: Overview. Encyclopedia of language and linguistics, ed. by Yu.I. Alexandrov et al., 2nd ed. Oxford, Elsevier, 2006, vol. 8, pp. 597-602.
Информация об авторе: Тапилин Татьяна Владимировна, преподаватель кафедры РКИ РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, ttapilin895@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-4955-6934