11
Склизкова Алла Персиевна
Владимирский университет им. А.Г и Н.Г. Столетовых
ПРОБЛЕМА САМОПОНИМАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГАУПТМАНА НА ПРИМЕРЕ ПОЗДНЕЙ ДРАМЫ «ИФИГЕНИЯ В ТАВЛИДЕ»
Склизкова А.П. Проблема самопонимания в творчестве Г. Гауптмана на примере поздней драмы «Ифигения в Авлиде» // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 1. С. 81–88. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-81-88
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-81-88
УДК: 821(430).09‟20”
EDN: RSHWEC
Дата приема статьи в публикацию: 08.02.2024
Аннотация: В статье рассматривается творчество позднего Гауптмана в контексте проблемы самопонимания, связанного с непрестанным процессом творческого осмысления своих произведений, созданных ранее. Целью данной работы является выявление общемировоззренческой позиции Гауптмана, вытекающей из его антропологической логики. Этому соответствуют и задачи исследования: показать процесс становления новых форм субъективности в творчестве драматурга; обосновать внутреннее движение Гауптмана к самопониманию; подвергнуть пересмотру его драму «Ифигения в Авлиде», увидеть, как в недрах прежней художественной системы зарождается новая концепция бытия. В ходе анализа выявляются модернистские тенденции в творчестве Гауптмана, связанные с креативным процессом индивидуального сознания, – обновление, переработка и пересмотр впечатлений от прочитанных ранее художественных текстов собратьев по перу (в данном случае Платона, Я. Беме, З. Фрейда и Р. Хух) и перетолкование в связи с этим собственных произведений. Гауптман, расширяя свой горизонт исследования, наделяет богиню Гекату, речь о которой идет в его драме «Ифигения в Дельфах», творческой силой Эроса и представляет эти хтонические силы в произведении «Ифигения в Авлиде» как благое первоначало. Героиня, постигая данное первоначало в нерушимом единстве, проходит сложный путь духовного прозрения, обретает новое рождение – то бессмертие, мысли о котором бытуют в сознании пожилого писателя.
Ключевые слова: модерн, рефлексия, субъективность, самоисследование, переработка, обновление сознания, хтонические силы, Геката, Эрос.
Список литературы: Аствацатуров А.Г. Герменевтическая прелюдия // Человек эпохи модерна в немецкоязычной культуре: сб. ст. Москва: Директ Медиа, 2020. С. 14–57. Беме Я. Mysterium Magnum. URL: https://archive.org/details/mysteriummagnumo0001bohm (дата обращения: 23.01.2022). Вольский А.Л. Homo aestheticus и проблема гениальной личности // Человек эпохи модерна в немецкоязычной культуре: сб. ст. Москва: Директ Медиа, 2020. С. 180–229. Жеребин А.И. От Виланда до Кафки. Санкт-Петербург: Изд-во им. Новикова, 2012. 475 с. Каминский Ю.В. Литература и литературоведение в антропологическом аспекте // Человек эпохи модерна в немецкоязычной культуре: сб. ст. Москва: Директ Медиа, 2020. С. 472–480. Кемпер Д. Гете и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна. Москва: Языки славянской культуры, 2009. 384 с. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/frankfurtskaja_shkola/markuze-eros-tsivilizatsiya-frejda (дата обращения: 09.03. 2023). Нипа Т.С. Античный цикл драм Герхарта Гауптмана: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва: МПГУ, 2001. 16 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000331105/ (дата обращения: 13.12.2022). Платон. Диалоги // Пир. Санкт-Петербург: Азбука – классика, 2008. С. 297–361. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. URL: https://puzyrevv.ru/sites/default/files/З.Фрейд%20По%20ту%20сторону%20принципа%20удовольствия.pdf (дата обращения: 09.08.2023). Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. URL:http://yanko.lib.ru/books/philosoph/habermasfilosof_diskurs_o_monerne-2003-8l.pdf (дата обращения:16.02.2022). Холмогорова И. Г. Гауптман. Драма заката. Москва: ГИТИС, 2012. 224 с. Шарыпина Т.А. Драматургия позднего Г. Гауптмана и новый взгляд на немецкую литературу XX века. Н. Новгород: НГУ, 2010. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/sharypina-dramaturgiya-pozdnego-gauptmana.htm (дата обращения: 11.11.2022). Aretz Susana. Der Opferung der Iphigenia in Aulis. URL: https://www.perlego.com/book/725482/die-opferung-der-iphigenia-in-aulis-pdf (access date: 11.12.2022). Bachmaier H. Paradigma Moderne. Amsterdam, Philadelphia, John Benjamins Publischen Company, 1990, 278 p. Behl C.F.W. Wege zu G. Hauptmann Coslar – zwiesprache mit G. Hauptmann. München, 1949, 427 S. Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin und Weimer, Fischer Verlag, 1980, 901 S. Hauptmann G. Das Buch der Leidenschaft. Berlin, Fischer Verlag, 1976, 450 S. Hauptmann G. Griechische Frühling. Berlin, Fischer, 1908, 226 S. Hauptmann G. Iphigenie in Aulis. Ausgewälte Werke in acht Bänden. Berlin, Aufbau–Verlag, 1962, B. IV, S. 273-373. Huch R. Ausbreitung und Verfall der Romantik. Leipzig, H. Haessel, 1902, 324 S. Kemper D. Moderneforschung als literaturwißenschaftlische Methode. Germanistische Jahrbuch GUS „Das Wort“. Hrsg. Von M. Vollstedt im Auftrag des DAAD. Moscow, 2003, pp. 161-202. Leppmann W.G. Hauptmann. Leben, Werk und Zeit. Bern, Scherz Verlag, 1996, 415 S. Santini D.G. Hauptmann zwischen Moderne und Tradition: neue Perspektiven zur Atriden – Tetralogie. Berlin, Erich Schmidt, 1998, 173 S. Sprengel P. Die Wirklichkeit der Mythen. Untersuchungen zum Werk G. Hauptmann. Berlin, S. Steineke, 1984, 230 S. Tempel B. Ein Versuch über G. Hauptmanns künstlerisches Selbstverständnis. Dresden, Thelem, 2010, 284 S. Vietta S. Ästetik der Moderne. München, Wilhelm Fink Verlag, 2001, 329 S. Vietta S. Die literarische Moderne. Stuttgart, Metzler, 1992, 361 S. Voigt F. Hauptmann und die Antike. Berlin, E. Schmidt, 1965, 291 S.
Информация об авторе: Склизкова Алла Персиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной филологии Владимирского университета им. А.Г и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия, burelomy@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1481-1133