14
Стрельникова Лариса Юрьевна
Армавирский государственный педагогический университет
Тарасова Ирина Игоревна
Армавирский государственный педагогический университет
Модернистский мифологизм в ранней прозе В.В. Набокова (на материале романов «Машенька», «Дар», «Приглашение на казнь»)
Стрельникова Л.Ю, Тарасова И.И. Модернистский мифологизм в ранней прозе В.В. Набокова (на материале романов «Машенька», «Дар», «Приглашение на казнь») // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 1. С. 98-104. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-98-104
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-98-104
УДК: 821.161.1.09''20''
Дата приема статьи в публикацию: 09.02.2022
Аннотация: Предметом исследования в статье является ранняя проза писателя русского зарубежья Набокова с точки зрения мифологизации творческого процесса, что было характерной чертой искусства модернизма. В исследовании отмечается, что Набоков строит свои тексты как художественную мифологию, придавая искусству сакральный смысл. В отличие от онтологической функции древнего мифа, мифологизм в модернистской литературе направлен на эстетическое восприятие действительности. Писатель намеренно мифологизирует свои тексты, насыщая их мифологическими кодами, которые раскрываются в таких приемах письма, как интертекстуальность, аллюзии, ассоциации, включая произведение в широкий культурный контекст. Можно сделать вывод, что мифологические коды в модернизме Набокова выступают не как формула мироустройства или объяснение реальности, а как литературное творчество автора – Творца своих текстов. При изучении произведений Набокова следует иметь в виду, что писатель не интерпретирует традиционный миф, а использует его коды точечно для создания новых художественных структур.
Ключевые слова: модернизм, мифологические коды, Набоков, творческое подсознание, деконструкция, интертекстуальность, ассоциации.
Список литературы: Бицилли П. Возрождение аллегории // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 208–219. Бодлер Ш. Бездна // Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай: Эссе. Дневники. Статьи об искусстве. М.: РИПОЛ классик, 1997. 960 с. Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с. Джонсон Дж. Миры и антимиры Владимира Набокова. URL: http://libatriam.net/read/839021/ (дата обращения: 26.10.2021). Долинин А. Доклады Владимира Набокова в Берлинском литературном кружке // Звезда. 1999. № 4. С. 7–12. Кучина Т., Третьякова М. Сюжетно-композиционные функции визуальных аберраций в романах В. Набокова «Король, дама, валет» и «Отчаяние» // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 1. С. 160–164. Липовецкий М.Н. Русский модернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997. 317 с. Лотман Ю.М., Минц З.Г., Мелетинский Е.М. Литература и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 220–226. Набоков В.В. Собр. соч.: в 4 т. М.: Правда, 1990. Набоков В.В. Собр. соч. американского периода: в 5 т. Т. 2. Интервью телевидению Би-би-си. СПб.: Симпозиум, 1997. 672 с. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Минск: Харвест, 2007. 1037 с. Платон. Ион. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/13ion.htm (дата обращения: 26.10.2021). Роннен О. Исторический модернизм, художественное новаторство и мифотворчество в системе оценок Владимира Набокова. URL: https://rvb.ru/philologica/07rus/07rus_ronen.htm (дата обращения: 26.10.2021). Сендерович С., Шварц Е. Сок трех апельсинов // Империя N. Набоков и наследники. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 293–348.
Информация об авторе: Стрельникова Лариса Юрьевна, кандидат филологически наук, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия, lorastrelnikova@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-8194-1130
Информация о соавторе: Тарасова Ирина Игоревна, кандидат филологически наук, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия ikoni08@rambler.ru, http://orcid.org/0000-0002-1515-2934