12
Вложения:
Скачать этот файл (mosaleva-gv-vestnik-2022-1.pdf)mosaleva-gv-vestnik-2022-1.pdf
Мосалева Галина Владимировна
Удмуртский государственный университет
Онтология юмора в романе «Обломов» И.А. Гончарова
Мосалёва Г.В. Онтология юмора в романе «Обломов» И.А. Гончарова // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 1. С. 85-92. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-85-92
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-85-92
УДК: 821.161.1.09''19''
Дата приема статьи в публикацию: 09.02.2022
Аннотация: В статье освещаются вопросы восприятия смеха в античной и христианской традициях (в святоотеческом наследии), в русской и западно-европейской культурах. Рассматриваются различные точки зрения на характер комического в романе И.А. Гончарова «Обломов», специфика юмористического пафоса автора, соотношение комического и трагического, различные аспекты комического в романе. Обломов понимается как персонаж, совмещающий в себе комические и трагические черты. В статье доказывается, что особенности юмора в романе связаны с православной аксиологией, с феноменом соборности, объединяющим людей. Общий смех, связывающий обломовцев, космичен, он оказывается производным от природной радости Обломовки. Обломов – радостный евангельский ребенок, добрая улыбка на его лице остается до финала романа неизменной. Взаимоотношения Обломова и Захара строятся на комических основаниях, устраняя иерархически статусную преграду между ними. Небрежное отношение к вещам Захара символично: и для Обломова, и для Захара приоритетна внутренняя жизнь личности. Гончаров в лице Обломова выступает как противник сатирического направления в литературе, заявляя о себе как преемнике Гоголя. Миссия художника, выражаемая Обломовым, заключается в любви к изображаемому им человеку и плаче по его несовершенству и падению.
Ключевые слова: И.А. Гончаров, комическое, трагическое, смех, юмор, сатира, герои, поэтика, евангельские мотивы, православная акциология.
Список литературы: Аверинцев С.С. Бахтин, смех и христианская культура // Аверинцев С.С. Связь времен. Киев: Дух i лiтера, 2005. С. 342–359. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // Аверинцев С.С. Связь времен. Киев: Дух i лiтера, 2005. С. 360–365. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 251–271. Аристотель. Поэтика // Мыслители Греции. От мифа к логике. Сочинения. М.; Харьков: Фолио, 1998. С. 700–736. Бахтин М.М. Творчество Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. URL: https://www.litmir.me/br/?b=53048&p=1 (дата обращения: 05.11.2021) Гончаров И.А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худ. лит, 1977–1980. Григорьев А.А. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо» // Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М.: Современник, 1986. С. 144–188. Григорьев А.А. Граф Л.Н. Толстой и его сочинения. Статья вторая. Литературная деятельность графа Л. Толстого. URL: http://grigoryev.lit-info.ru/grigoryev/kritika-grigorev/tolstoj.htm (дата обращения: 03.11.2021). Гришанова Е.В. Категория комического в истории философской мысли античности // Научный потенциал. 2015. № 1 (18). С. 3–6. Гродецкая А.Г. «Пафос середины»: ирония и автоирония у Гончарова // Гончаров: живая перспектива прозы. Научные статьи о творчестве И.А. Гончарова. Bidliotheca slavica savariensis. Szombathely. 2013. Т. 13, pp. 38–47. Достоевский Ф.М. Полное собрание соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1985. Т. 28. Кн. 2. Письма 1860–1868. Дружинин А. «Обломов», роман Гончарова. URL: http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_0070.shtml (дата обращения: 02.10.2021). Златоуст И., св. Творения. Беседа 15. URL: https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Ioann-Zlatoust-Polnoe-sobranie-tvorenii-Tom-12-Chast-1 (дата обращения: 30.09.2021). Ермолаева Н.Л. О своеобразии юмора И.А. Гончарова // Вестник Ивановского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Филология. 2012. Вып. 1. С. 3–15. Карасев Л.В. Философия смеха. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1996. 221 с. Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние. URL: http://az.lib.ru/l/leontxew_k_n/text_0130oldorfo.shtml (дата обращения: 30.09.2021). Лествичник И., преп. Лествица. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2002. 445 с. Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: Алетейя, 1977. С. 342–403. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. 296 с. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. URL: http://psylib.org.ua/books/lose010/refer.htm (дата обращения: 08.11.2021). Лосев А.Ф. Ирония // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. URL: http://psylib.org.ua/books/lose008/index.htm (дата обращения: 08.11.2021) Отрадин М.В. К вопросу о своеобразии эпической объективности и роли юмора в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Гончаров И.А. Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 г. Ульяновск: Симбирская книга, 1992. С. 115–126. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. URL: https://royallib.com/read/propp_vladimir/problemi_komizma_i_smeha.html#0 (дата обращения: 09.11.2021). Сычев А.А. Природа смеха или Философия комического. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. 176 с. Токарева М.А. Традиции смеха и улыбки в русской и западной культурах // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 3. С. 93–103.
Информация об авторе: Мосалева Галина Владимировна, доктор филологических наук, профессор, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия, mosalevagv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5342-7305