18
Гордиенко Наталья Николаевна
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
Просветительская деятельность современных СМИ
Гордиенко Н.Н. Просветительская деятельность современных СМИ // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 1. С. 123-128. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-123-128
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-123-128
УДК: 070
Дата приема статьи в публикацию: 09.02.2022
Аннотация: деятельность СМИ направлена на повышение культурного уровня людей, связана с распространением информации, знаний, норм и ценностей из области нематериального производства. Цель статьи заключается в описании основных направлений просветительской деятельности СМИ. В ней говорится о значении просветительской функции журналистики и способах ее реализации. Информирование заключается в ознакомлении общества с какими-либо фактами или результатами интеллектуальной деятельности – политики, философии, религии, науки, культуры, искусства. Эти данные содержат общественно значимые знания, нормы, ценности и соответствуют гуманистическим тенденциям общественного развития. Под популяризацией подразумевается изложение информации в доступной для массовой аудитории форме. Медиакритика рассматривается в статье как умение оценивать, анализировать, интерпретировать медиасодержание. Пропаганда как вид просветительской деятельности направлена на распространение знаний и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, принципов. К исследованию привлекаются материалы, опубликованные в еженедельниках «Российская газета», «Аргументы и факты», «Литературная газета». Основное внимание уделяется современному состоянию просветительства в прессе, его влиянию на социальную роль журналистики.
Ключевые слова: просветительская журналистика, просветительская деятельность, информирование, популяризация, пропаганда, медиакритика, СМИ.
Список литературы: Гончарова Л.М. СМИ как средство популяризации знаний: роль научно-популярных и культурно-просветительских передач в развитии общества // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Казань: Казанский (Приволжский) фед. ун-т, 2015. С. 155–158. Загудиллина М.В. Мастерство популяризации науки как элемент профессиональной культуры современного журналиста // Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т им. А.М. Горького, 2005. С. 218–226. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с. Морозов К.Е. Закон «О регулировании просветительской деятельности»: возможные последствия для научно-популярной журналистики // Студент и наука – 2021. Магнитогорск: Магнитогорский гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2021. С. 1147–1453. Саенкова-Мельницкая Л.П. Медиакритика как оценочно-познавательная область медиасферы // Вестник Белорусского государственного университета. Сер. 4: Филология. Журналистика. 2008. № 2. С. 67–70. Соколов М.Р., Погорельская Е.Ю. Просветительская журналистика и формирование современного человека. Екатеринбург: «Гуманитарный университет», 2021. С. 544–549. Страшнов С.Л. Популяризация науки в средствах массовой информации // Вестник Ивановского государственного университета. 2003. № 1. С. 3–16. Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики в современных общероссийских газетах: дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 185 с.
Информация об авторе: Гордиенко Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Рязань, Россия, n.gordienko@365.rsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9800-7002