6
Хомяков Сергей Васильевич
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН)
Соболева Анастасия Николаевна
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН)
Новая жизнь старообрядцев Забайкалья: навстречу «советскому человеку» (конец 1920-х гг.)
Хомяков С.В., Соболева А.Н. Новая жизнь старообрядцев Забайкалья: навстречу «советскому человеку» (конец 1920-х гг.) // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 4. С. 39-46. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-4-39-46
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-4-39-46
УДК: 94(571.54)”1920”
Дата приема статьи в публикацию: 15.11.2021
Аннотация: В 1920-е гг. на всей территории СССР шли известные процессы унификации разнородной социальной структуры, призванные в конечном счете создать единое советское общество. Отношение к происходящему со стороны старообрядцев Бурят-Монгольской АССР и Читинского округа Дальневосточного края стало в этот период одним из наиболее проблемных в плане внедрения коммунистических принципов. Это признавалось практически всеми местными партийными чиновниками и культработниками. Формально воспроизводя структуры советских политических и экономических институтов, принимая в свою жизнь технические новшества и специфику «культурной революции», в действительности старообрядцы-«семейские» зачастую не стремились к изменению своих воззрений на мир, религиозной идентичности ради складывания советского типа личности. Целью работы является анализ отношений власти и старообрядцев, а также бытового восприятия последними коммунистической идеологии. В статье рассматривается выявление реакции «семейских» (в том числе коммунистов) на усилившуюся в их среде к концу 1920-х гг. антирелигиозную пропаганду – главное условие для смены парадигмы мировоззрения, изучается идеологическая (воспитательная) сторона нового быта и отношения людей к ней. Авторы статьи приходят к выводу о том, что процесс формирования советского типа личности в старообрядческой среде Забайкалья к началу 1930-х гг. имел формальный характер развития: идеологизация населения вкупе с атеистической пропагандой не были строго привязаны в сознании людей как обязательное условие их новой культурной жизни.
Ключевые слова: отечественная история, Бурят-Монгольская АССР, Дальневосточный край, старообрядчество, уставщики, коммунистическая идеология, «советский человек», антирелигиозная пропаганда, комсомольцы, «культурная революция».
Финансирование и благодарности: Статья подготовлена в рамках государственного задания, проект XII.191.1.1. «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.)», № 121031000243-5
Список литературы: 1 Этноним «семейские», «поляки» был получен переселившимися из Речи Посполитой старообрядцами от местных жителей Забайкалья, ввиду их прихода сюда большими семьями. 2 «Сибиряки» – в данном контексте: субэтническая группа русского населения появившегося в Забайкалье до прихода старообрядцев. 3 А. Добромыслов «У “семейских”»: Из фонда научных работ Восточно-Сибирского отдела Всесоюзного географического общества СССР, 1929 г. // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф.-Р. 565. Оп. 2. Д. 34. Л. 8. 4 Там же. Л. 8. 5 Из доклада Забайкальского губернского комитета РКП(б) о старообрядцах, 1925 // Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф.-П. 81. Оп. 1. Д. 1318. Л. 8. 6 Прения по докладу Копылова «Партийное строительство в “семейских” районах», 17 июля 1928 г.: Из протокола вечернего заседания совещания партийных работников в “семейских” районах// Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 65. 7 Прения по докладу Петрова «Антирелигиозная работа в “семейских” районах», 19 июля 1928 г.: Из протокола вечернего заседания партийного совещания работников «семейских» районов БМАССР// ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 78. 8 Там же. Л. 78. 9 Старообрядческое население осознало пользу избы-читальни // Бурят-Монгольская правда. 1926. 18 фев. С. 3. 10 Доклад Петрова на совещании работников «семейских» районов об антирелигиозной работе, 19 июля 1928 г. // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 76. 11 Прения по докладу Петрова «Антирелигиозная работа в “семейских” районах»: Из протокола вечернего заседания партийного совещания работников «семейских» районов БМАССР // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 78. 12 О состоянии комсомольских ячеек в “семейских” районах: Докладная записка, подготовленная на заседание бюро Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ, 13 июня 1929 г. // ГАРБ. Ф.-П. 36. Оп. 1. Д. 542. Л. 102. 13 Прения по докладу Петрова «Антирелигиозная работа в “семейских” районах»: Из протокола вечернего заседания партийного совещания работников «семейских» районов БМАССР // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 78. 14 О состоянии комсомольских ячеек в “семейских” районах: Докладная записка, подготовленная на заседание бюро Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ // ГАРБ. Ф.-П. 36. Оп. 1. Д. 542. Л. 101. 15 Резолюция партийного совещания работников “семейских” районов БМАССР по докладу Петрова «Антирелигиозная работа в семейских районах», 19 июля 1928 г. // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 100. 16 Прения по докладу Данилова «Культурно-бытовая работа в “семейских” районах», 18 июля 1928 г.: Протокол вечернего совещания работников Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 73. 17 Из доклада Забайкальского губернского комитета РКП(б) о старообрядцах, 1925 г. // ГАЗК. Ф.-П. 81. Оп. 1. Д. 1318. Л. 6. 18 Из информационной сводки Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) о кулацких действиях в с. Большой Куналей Верхнеудинского района, 25 мая 1929 г. // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1355. Л. 24. 19 Прения по докладу Данилова «Культурно-бытовая работа в “семейских” районах», 18 июля 1928 г.: Протокол вечернего совещания работников Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 73. 20 О быте и экономическом состоянии «семейских» с. Гашей, с приложением таблиц, 1926 г.: Из очерка «Быт и экономическое состояние старообрядческо-семейского населения республики» // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 961. Л. 31. 21 Доклад Данилова на совещании партийных работников «семейских» районов о культурно-бытовой работе, 18 июля 1928 г. // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 66. 22 Прения по докладу Данилова «Культурно-бытовая работа в “семейских” районах», 18 июля 1928 г.: Протокол вечернего совещания работников Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 73. 23 Доклад Копылова о партийном строительстве в «семейских» районах, 17 июля 1928 г.: Из протокола совещания партийных работников «семейских» районов // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 61. 24 Прения по докладу Данилова «Культурно-бытовая работа в “семейских” районах»: Протокол вечернего совещания работников Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 74. 25 Резолюция совещания партийных работников «семейских» районов по докладу «Партийное строительство в “семейских” районах», 17 июля 1928 г. // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 91. 26 Прения по докладу Копылова «Партийное строительство в “семейских” районах», 17 июля 1928 г.: Из протокола вечернего заседания совещания партийных работников в «семейских» районах // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 66. 27 Докладная записка «О состоянии комсомольских ячеек в “семейских” районах», подготовленная на заседание бюро Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ // ГАРБ. Ф.-П. 36. Оп. 1. Д. 542. Л. 103. 28 Доклад Копылова о партийном строительстве в «семейских» районах: Из протокола совещания партийных работников «семейских» районов // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 1420. Л. 62. 29 О быте и экономическом состоянии «семейских» с. Новая Брянь, 1926 г.: Из очерка «Быт и экономическое состояние старообрядческо-семейского населения республики» // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 961. Л. 48. 30 О быте и экономическом состоянии «семейских» с. Мухор-Тала, с приложением таблиц, 1926 г: Из очерка «Быт и экономическое состояние старообрядческо-семейского населения республики» // ГАРБ. Ф.-П. 1. Оп. 1. Д. 961. Л. 26.
Информация об авторе: Хомяков Сергей Васильевич, кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), г. Улан-Удэ, Россия, khomyakov777@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1318-8906
Информация о соавторе: Соболева Анастасия Николаевна, кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), г. Улан-Удэ, Россия, soboleva03_88@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9861-1162