20
Фивейская Анастасия Васильевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Стадиальные различия в стиле «Гирлянды джатак» Харибхатты и «Авадана-шатаки» (на примере сюжета об олене)
Фивейская А.В. Стадиальные различия в стиле «Гирлянды джатак» Харибхатты и «Авадана-шатаки» (на примере сюжета об олене) // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 4. С. 138-143. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-4-138-143
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-4-138-143
УДК: 821.09”4/5”
Дата приема статьи в публикацию: 12.11.2021
Аннотация: В статье рассматривается прослеживаемая в санскритской литературе эволюция стиля при развитии жанра джатаки – истории о прошлом рождении Будды – на раннем этапе существования жанра, представленном анонимным сборником “Авадана-шатака” (около II в. н.э.), и на этапе развитой авторской художественной литературы, примером которой может служить “Гирлянда джатак” Харибхатты (IV–V в. н.э.). Долитературная джатака на языке пали довольно хорошо изучена, тогда как рассматриваемые нами памятники, будучи значимыми для традиции, в отечественной науке почти не исследованы. Рассмотрение “Авадана-шатаки” велось с учетом подходов эпосоведения, примененных П.А. Гринцером в отношении “Махабхараты” и “Рамаяны”, что позволило выявить в памятнике следы формульного стиля, характерного для устного бытования текстов. Эти следы, однако, являются остаточными и указывают на стилизацию текста книжного памятника под устный стиль входящих в буддийский канон долитературных джатак. В целом стиль его прост и однообразен, в нем часто встречаются повторы, каталоги и формулы. Явный контраст этой картине мы находим в “Гирлянде джатак” Харибхатты, где очевидны черты высокой придворной санскритской литературы классического периода (IV–V вв.), к которому по косвенным признакам и относят это произведение. Статья посвящена сопоставительному анализу двух памятников с позиций исторической поэтики.
Ключевые слова: санскрит, историческая поэтика, буддизм, “Авадана-Шатака”, Харибхатта, джатака
Список литературы: Алиханова Ю.М. Литература и театр Древней Индии. М.: «Восточная литература» РАН, 2008. 288 с. Анандавардхана. Дхваньялока / пер. с санскрита, введение и комментарий Ю.М. Алихановой. М.: Наука, 1974. 304 с. Арья Шура. Гирлянда джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскрита А.П. Баранникова и О.Ф. Волковой. М.: Восточная литература РАН, 2000. 367 с. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М.: Наука, 1974. 420 с. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. URL: https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/history-poetic (дата обращения: 29.08.21). Appleton N. Jātaka Stories in Theravada Buddhism. London, Ashgate Publishing, 2010, 176 p. Subhadra. Avadānaśataka 40, transl. N. Appleton. URL: https://jatakastories.div.ed.ac.uk/stories-in-text/avadanasataka-40/ (дата обращения: 07.10.21). Collett A. List-based Formulae in the Avadānaśataka. Buddhist Studies Review, 2006, vol. 23 (2), pp. 155–185. Hahn M. Poetical Visions of the Buddha’s Former Lives. Seventeen Legends from Haribhaṭṭa’s Jātakamālā. New Delhi, Rajkamal Electric Press, 2011, 377 p. Haribhaṭṭa. Once a Peacock, Once an Actress. Twenty-four Lives of the Bodhisattva from Haribhaṭṭa’s Jātakamāla. Translated by P. Khoroche. Chicago, The University of Chicago Press, 2017, 258 p.
Информация об авторе: Фивейская Анастасия Васильевна, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, nastiafiva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4497-4881