medvedeva-na-vestnik-2021-3.pdf |
- 13
- Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского «Красавец-мужчина»
- Медведева Н.А. Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского «Красавец-мужчина» // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 3. С. 107–111. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-107-111
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-107-111
- УДК: 821.161.1.09''19''
- Дата приема статьи в публикацию: 18.08.2021
- Аннотация: В статье анализируется жанровая специфика комедии А.Н. Островского «Красавец-мужчина», выделяются такие черты комедии, как комическое противоречие, благополучная развязка, типизация героев и такие качества водевиля, как быстрое развитие действия, мотив розыгрыша, обмана. Подчёркивается особый водевильный характер интриги, её занимательность и динамичность: герои меняют маски, обманывают, притворяются. Отмечается, что психологическая сложность характеров, основной конфликт, отличающийся глубиной и остротой, сближают пьесу с жанром драмы. В ходе исследования привлекаются материалы писем драматурга, воспоминаний о нём, а также критических отзывов о пьесе «Красавец-мужчина»: наличие резких, часто противоречивых оценок свидетельствует о злободневности комедии, в которой драматург обращается к самым острым проблемам времени, когда рушились прежние идеалы и ценности. Особое внимание уделяется образу главного героя, Аполлона Окоёмова, относящемуся к типу «красавца-мужчины» и во многом соответствующему среде и эпохе. Делается вывод о том, что А.Н. Островский не просто органично соединил в пьесе комическое и драматическое начала, а создал сложное произведение, отражающее проблему семейных отношений, произведение, в котором по-новому звучит мотив любви и верности. Всё это придаёт комедии яркость, динамичность, художественную убедительность.
- Ключевые слова: А.Н. Островский, драматургия, комедия, жанровое своеобразие, интрига, образ красавца-мужчины, приём переодевания.
- Список литературы: Аверкиев Д.В. Русский театр // Новое время. 1883. № 2465. 8 янв. С. 3. А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин: Неизданные письма. М.; Пг., 1923. 498 с. А.Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. И.А. Овчинина. Кострома; Шуя, 2012. С. 54–59. Высоцкая Ю.В. Актёры и актёрство в пьесах А.Н. Островского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2005. 28 с. Исакова И.Н. Антропонимы в социально-бытовых пьесах Островского // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. 2009. № 5. С. 142–149. Кропачёв Н.А. А.Н. Островский // А.Н. Островский в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров. М.: Художественная литература, 1966. С. 204–226. Лакшин В.Я. А.Н. Островский (1878–1886) // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. 1975. Т. 5. С. 475–498. Лебедев Ю.В. Бесприданница // А.Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. И.А. Овчинина. Кострома; Шуя, 2012. С. 54–59. Невежин П.М. Воспоминания об А.Н. Островском // А.Н. Островский в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров. М.: Художественная литература, 1966. С. 247–282. Овчинина И.А. Особенности поэтики комедии А.Н. Островского «На бойком месте» // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 13–18. Овчинина И.А. Пьеса «Воспитанница» в творческой эволюции А.Н. Островского // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 8–14. Овчинина И.А.«Эта вещь писана для знатоков» (пьеса А.Н. Островского «Не всё коту масленица») // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 83–88. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. М.: Искусство, 1973–1980. Словарь русских народных говоров. Л.: Наука, 1987. Вып. 23. 376 с. Старостина Г.В. Красавец-мужчина // А.Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. И.А. Овчинина. Кострома; Шуя, 2012. С. 221–222. Суворова А.В. Интрига в драматическом произведении: на материале пьес А.Н. Островского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2013. 25 с. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. 512 с. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1967. 544 с. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Советский писатель, 1973. 432 с.