tsvetkov-yl-vestnik-2020-4.pdf |
- 24
- От барочной драмы к трагедии: первая и третья редакции пьесы Гуго фон Гофмансталя «Башня»
- Цветков Ю.Л. От барочной драмы к трагедии: первая и третья редакции пьесы Гуго фон Гофмансталя «Башня» // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 161-166. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-161-166
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-161-166
- УДК: 821(4).09"19"
- Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2020
- Аннотация: Впервые изучаются проблемы жанровой типологии двух редакций пьесы «Башня» (1925, 1927) известного австрийского поэта и драматурга Гуго фон Гофмансталя (1874–1929). Первая редакция «Башни» воплощает авторскую «австрийскую идею», которая представляет собой концепцию «консервативной революции» и нацелена на утверждение монархического порядка в обществе. Первая пьеса, написанная по мотивам кальдероновской барочной драмы «Жизнь есть сон» (1634), утверждает власть «духовного» начала принца Сигизмунда при разрешении конфликта, обусловленного астрологическими предсказаниями, и развивается без волевого участия принца. Он становится справедливым правителем, а затем отдаёт власть Детскому королю (из Библии). В третьей редакции кардинально меняется картина мира. События надвигающегося фашизма в Германии и Австрии изменили утопические представления Гофмансталя. В новой редакции полностью меняется мотивация поступков персонажей: принц Сегизмунд становится активным участником событий, а реальной властью обладает солдафон Оливье, который организует убийство короля и принца. Автор создаёт трагедийное развитие конфликта и осуждает единоличную диктатуру. Резкий разворот от признания верховенства монаршей власти к изображению жертвы диктаторского произвола изменил диалог согласия первой редакции на императивную картину мира третьей редакции.
- Ключевые слова: жанр, барочная драма, трагедия, картина мира, конфликт, идиллия, гротеск, Гуго фон Гофмансталь, «Башня»
- Список литературы: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М.: Аграф, 2002. 288 с. Гофмансталь Г. фон. Башня // Гофмансталь Г. фон. Избранное / пер. с нем. Ю. Архипова. М.: Искусство, 1995. С. 350–460. (Далее сноски по этому изданию приводятся в круглых скобках с указанием страницы.) Гофмансталь Г. фон. Заветы античности / пер. А. Назаренко // Гофмансталь Г. фон. Избранное. Указ. соч. С. 694–698. Кальдерон П. Жизнь есть сон / пер. Д.К. Петрова // Кальдерон П. Драмы: в 2 кн. М.: Наука, 1989. Кн. 2. С. 529–663. Манн Т. Рассуждения аполитичного / пер. Е.В. Шукшиной. М.: АСТ, 2015. 542 с. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. М.: ЯСК, 2006. 224 с. Рымарь Н.Т. Барокко поэтика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 27–30. Силантьев И.В. Газета и роман: риторика дискурсивных смешений. М.: Языки славянской культуры, 2006. 224 с. Тюпа В.И. Жанр и дискурс. URL: http://philology.ru/literature1/tyupa-11.htm (дата обращения 20.09.2019). Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. 448 с. Цветков Ю.Л. «Австрийская идея» Гуго фон Гофмансталя в публицистике Первой мировой войны // Литература и война: ситуация 1914–1918 годов. Русская германистика: ежегодник Российского союза германистов. Т. 12. М., 2015. С. 220–227. Цветков Ю.Л. Роль нравственного начала русской литературы в эстетике Г. фон Гофмансталя // Вестник ИвГУ. Сер.: Гуманитарные науки. Филология. Вып. 1 (16). 2016. С. 30–35. Gelfert H.-D. Die Tragödie: Theorie und Geschichte. Göttingen, Vanderhoeck und Ruprecht, 1995, 175 s. Hofmannsthal H. von. Der Turm. Neue Fassung. Gesammelte Werke in zehn Einzelbänden. Dramen III. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1986, s. 383–469. (Перевод автора статьи; далее сноски по этому изданию приводятся в круглых скобках с указанием страницы.) Koenig Ch. Wie kann man über Hofmannsthals Trauerspiel “Der Turm” sprechen? URL: https://networks.h-net.org/node/79435/discussions/156861/zs-musil-forum-studien-zur-literatur-der-klassischen-moderne-34 (дата обращения: 10.10.2019). Magris C. Der Habsburgische Mythos in der modernen österreichischen Literatur. Wien, Zsolnay, 2000, 414 s. Twellmann M. Das Drama der Souveranität. Hugo von Hofmannsthal und Carl Schmitt. München, W. Fink, 2004, 245 s.