4
Ларина Елена Владимировна
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Политика пролетаризации образования на примере учебных заведений Москпрофобра
Ларина Е.В. Политика пролетаризации образования на примере учебных заведений Москпрофобра // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 28-32. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-28-32
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-28-32
УДК: 94(470)''20'':37
Дата приема статьи в публикацию: 01.11.2020
Аннотация: В статье рассматривается процесс пролетаризации среднего и низшего профессионально-технического образования и его результаты. На примере приемных кампаний в учебные заведения Московского отдела профессионально-технического образования выделяются и описываются методы формирования социального состава учащихся. На конкретных примерах показано утверждение принципа классового отбора при приеме в техникумы, школы фабрично-заводского ученичества, профессиональные школы. Представители рабоче-крестьянской молодежи пользовались преимущественными правами при зачислении их в учебные заведения. Выявлены особенности действия принципа командирования в учебные заведения как способа улучшения социального состава учащихся. Командировочные удостоверения выдавались областными и местными партийными и профессиональными организациями. Наличие удостоверения увеличивало шансы на поступление, хотя и не гарантировало его. В статье показана роль идеологического воспитания учащихся в рамках политики пролетаризации. Политико-просветительская деятельность велась в рамках преподавания курса обществоведения, кружковой работы, а также усилиями представителей РКСМ. В ходе исследования проанализированы материалы отчетов по приемным кампаниям в профессионально-технические учебные заведения Москвы и Московской губернии. В заключении отмечены успехи при формировании состава учащихся с позиции классового отбора.
Ключевые слова: правила приема, принцип классового отбора, пролетаризация, командирование, социальный состав, идеологическое воспитание.
Список литературы: Абросимова М.В. Работа Московской партийной организации по подготовке рабочих кадров через школы ФЗУ (1926–1932 гг.) // Путь борьбы и побед. М., 1975. С. 78–96. Горина О.С. Пролетаризация художественного образования в Прикамье в 1920-е – начале 1930-х гг. // Вестник Пермского университета. Серия История. 2009. № 4. С. 106–112. Ермушин М.В. Формирование технической интеллигенции в 1921–1929 гг.: На материалах Верхнего Поволжья: автореф. дис … канд. ист. наук. Кострома. 2001. 27 с. Синанов Б.А. Политика пролетаризации вузов как часть советской повседневности 1920-х гг.: (На материалах Северной Осетии) // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2013. № 10. С. 185–195.
Информация об авторе: Ларина Елена Владимировна, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5847-0011, соискатель кафедры истории России Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия. E-mail: lennick@inbox.ru