22
Королева Вера Владимировна
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Стилизация «гофмановского комплекса» в повестях А.Н. Чаянова
Королева В.В. Стилизация «гофмановского комплекса» в повестях А.Н. Чаянова // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 3. С. 159–164. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-159-164
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-159-164
УДК: 821.161.1.09”19/20”
Дата приема статьи в публикацию: 18.06.2020
Аннотация: Гофмановский пласт интертекста в неоромантических повестях А.Н. Чаянова проявляется системно в виде «гофмановского комплекса», который сформировался на рубеже XIX–ХХ веков и является частью «гофмановского текста русской литературы». Повести Чаянова – это собственный модернистский текст, который включает в себя не только черты гофмановской поэтики, но и совокупность последующей гофмановской традиции, которая преломлялась в произведениях русских писателей конца XIX – начала ХХ века. Одним из важных аспектов статьи является анализ отдельных элементов «гофмановского комплекса», которые нашли отражение у Чаянова (романтическая ирония и гротеск, психологизм, проблема насильственного воздействия на личность другого, проблема механизации жизни и человека, которая проявилась в оппозиции «живое» – «неживое», образах-символах маски, куклы, автомата, марионетки и двойника, образе-символе зеркала). Творчество Чаянова становится завершающим этапом в функционировании «гофмановского комплекса» в эпоху Серебряного века и характеризуется сознательной «игрой» с гофмановским стилем, образами и сюжетами, что позволяет говорить о стилизации как об одном из художественных приемов в повестях Чаянова.
Ключевые слова: Э.Т.А. Гофман, Чаянов, «гофмановский комплекс», «гофмановский текст русской литературы», двойничество, образы маски, зеркала, оппозиция «живое» – «неживое», кукольность, романтическая ирония и гротеск.
Список литературы: Григорьева Л.П. Романтические повести А.В. Чаянова. К вопросу о прагматических стратегиях автора. URL: http://sworld.com.ua/konfer36/408.pdf (дата обращения: 10.06.20). Дарьялова Л.Н. Русская литература XX в. после Октября. Динамика размежеваний и схождений. Типы творчества (1917–1932). Калининград, 1998. 118 с. Кузмин М. Дневник 1908–1915 годов. Санкт-Петербург, 2005. 865 с. Михаленко Н.В. Женские образы в мистических повестях А.В. Чаянова // Петр I: информационный портал. URL: http://www.piter1.info/zhenskie-obrazyi-v-misticheskih-povestyah-a-vchayanova/ (дата обращения: 12.05.19). Михаленко Н.В. Мистические повести А.В. Чаянова в контексте романтической традиции // Парадигма. 2016. № 24. С. 110–120. Мишина Л.А. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» как «рассказываемый театр» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010, № 4 (2). С. 911–914. Солнцева Н.М. Пасьянсы профессора Чаянова. Москва, 1990. № 3. С. 191–199. Топоров В.Н. Ахматова и Гофман: к постановке вопроса // Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. СПб.: Искусство, 2003. 616 с. Тырышкина Е.В. Кукла и ее двойник («История парикмахерской куклы» А.В. Чаянова, 1918) // Известия Саратовского университета. 2019. Т. 19, № 3, С. 341–345. Чаянов A.B. Московская гофманиада / послесл. В.Б. Муравьева; примеч. В.Б. Муравьева, С.Б. Фроловой. М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2006. 352 с. Чаянов А.В. Венецианское зеркало: повести. М.: Современник, 1989. 236 с. Schubert G.H. Ansichten von der Nachtseite der Naturwissenschaft. Dresden, 1808. Schubert G.H. Die Symbolik des Traumes. Bamberg, 1814.
Информация об авторе: Королева Вера Владимировна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7608-9772, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия. E-mail: queenvera@yandex.ru